© 2008—2012 "latence"

http://bardby.narod.ru/

Храмов С.М. Развитие прикладных исследований в праве на основе институциональной теории

     Исторически институционализм (от лат. institutio - наставление, указание, образ действия) сложился как способ мышления в общественных науках. Основоположником теории институционализма является американский экономист и социолог Торстен Веблен, который изложил основы своей концепции в книге «Теория праздного класса» (1899). Приверженцы теории институционализма рассматривают общество как комплекс «институций». Сам термин «институция» был известен еще со времен древнего Рима, когда широкое распространение получили различные институции - правовые обзоры авторитетных римских юристов. Наиболее известными институциями из дошедших до нас являются сочинения римского юриста Гая (II век), по сути являющиеся классическим изложением римского права по отдельным институтам. Эта институциональная система прижилась в Европе в позднейшее время, особенно в странах, рецепировавших римское право (Франция, Италия и др.). По римскому закону, принятому в 426 году, произведения Гая были признаны обязательными для судей.
     Таким образом, термин «институт» означает не только различные социальные структуры, но и совокупность норм права в различных областях общественных отношений
     Современная институциональная теория позволяет с предельной точностью выделить общественные институты, а также систематизировать однородные правовые отношения. Полезен для юриспруденции и метод институционализма, который основывается на изучении конкретных данных (эмпирический подход). В силу этого институционализму свойственно тематическое разнообразие и интерес к частностям. Это же качество характерно и для юридической сферы.
     Проводя параллели между институциональной теорией и юриспруденцией, следует обратить внимание на понятие социального контроля. Нацеленность на выработку теории социального контроля является отличительной чертой институционализма. Институты государства, выполняющие функцию борьбы с преступностью, в силу своей специфики также нацелены на выполнение данной функции. Все это позволило говорить об институциональных исследованиях в праве как о самостоятельном направлении научной мысли. Впервые на это обратил внимание декан факультета права Тулузского университета М. Ориу, который ввел в обиход термин «юридический институционализм». М. Ориу последовательно отстаивал позицию, согласно которой «… действительным объективным элементом юридической системы является институт…Именно институты порождают нормы права, но не нормы права — институты». По мнению другого ученого - П. Сорокина – «правовая норма образует ядро всякой организованной группы или института».
     Исходными посылками для прикладных исследований в праве на основе институциональной теории являются следующие положения:
- в обществе взаимодействует бесчисленное множество социальных институтов;
- всем институтам присущ нормативно-правовой характер.
     Юридический институционализм выделяет два основных состояния права:
1) временное,
2) постоянное.
     Временное состояние права характеризуется институционализацией властных императивов посредством принятия различных нормативных правовых актов (кодексов, законов и т.д.). Если указанные властные императивы становятся обычаем, общепринятой нормой поведения, право трансформируется в свое действительное состояние. Именно такое право наиболее эффективно регулирует совокупность складывающихся в обществе отношений.
     Еще одним направлением прикладных исследований в праве на основе институциональной теории является оптимизация уровня преступности. Как справедливо отметил Нобелевский лауреат Д. Стиглер, «для предельного сдерживания необходимы предельные затраты». Этот постулат позволяет смоделировать принцип оптимизирующего поведения государственных институтов, в чьей компетенции находится правоохранительная деятельность. При этом минимизация издержек общества от преступности предполагает соотнесение издержек общества от совершенных преступлений и вынужденных расходов на предотвращение преступлений. В связи с этим представляет интерес мнение американского криминалиста-криминолога К. Эскриджа. Он считал, что для минимизации общих социальных потерь, общество должно узнать и принять некоторый оптимальный (ненулевой) уровень преступного поведения. Если придерживаться этой точки зрения, то отклонение от установленного оптимального уровня в любую сторону является нежелательным.
     При организации правоохранительной деятельности следует также учитывать, что преступность в наиболее опасных ее формах сама прошла все этапы институционализации. Так, В. Лунев относит к институциональной организованную и коррупционную преступность. Это связано с тем, что организованная преступность и коррупция обладает всеми существенными признаками социального института. Институциональная природа организованной преступности и коррупции выражается в их устойчивости, стремлении к прибыли, тщательном планировании преступной деятельности, разделении ролей, создании страховых запасов.
     Государство, осознавая институциональный характер организованной преступности, вынуждено принимать не только организационные, но и дополнительные правовые меры, направленные на борьбу с этим социальным явлением. Поэтому наряду с Уголовным кодексом в Республике Беларусь принят и действует Закон от 27.06.2007 N 244-З «О борьбе с организованной преступностью». Определение, данное в ст. 1 указанного Закона, еще раз подтверждает институциональный характер организованной преступности. Под ней в Законе понимается общественно опасное социальное явление, выражающееся в создании организованных групп, включая банды, преступных организаций, осуществляющих преступную деятельность, характеризующихся признаками, определенными Уголовным кодексом Республики Беларусь». Ранее действовавший Закон от 26.06.1997 N 47-З именовался «О мерах борьбы с организованной преступностью и коррупцией». Исключив термин «коррупция» из названия нормативного правового акта, законодатель тем самым акцентировал внимание на необходимости ужесточения борьбы именно с организованной преступностью. Такой подход является обоснованным, поскольку понятие «организованная преступность» шире понятия «коррупция».
     Преступления коррупционной направленности также не ушли от внимания органов государственной власти. Несмотря на повышенную латентность (по некоторым оценкам до 70%), в 2007 году выявлено 3084 коррупционных преступления. Большинство из них оказались связанными со взяточничеством (1066). По результатам предварительного следствия в суд направлено 1189 уголовных дел в отношении 1574 обвиняемых. Причиненный ущерб составил 82,3 млрд. рублей, что на 46,1% больше, чем в предыдущем году.
     Итак, с одной стороны право является универсальным инструментом порядка в институтах общества. С другой - посредством институционального инструментария возможна разработка общих подходов к решению проблемы оптимизации борьбы с преступностью. Представляется, что без институциональных исследований решение проблемы оптимизации правоохранительной деятельности невозможно. 

18/10/2008 г.